"Научно-спортивный вестник Урала и Сибири", №3 (11), 2016 г.
Алексей Гудков

Русский бой на Любки

Данная статья посвящена одному из видов русской народной борьбы — русский бой на любки, в дальнейшем именуемый, как Любки. Любки представляют собой историческую и культурную ценность русского народа. Они отражают в себе мировоззрение наших предков.

В статье показаны истоки данного вида народной борьбы, приведено общее описание и рассказано об основных принципах.


С Любками я познакомился в 1995 году на семинарах А.А. Шецова (А. Андреева). И, можно сказать, влюбился в них. С тех пор и по сегодняшний день я продолжаю изучать Любки и преподавать их всем желающим.

Само понятие «бой на любки» бытовало по всей территории России, но со временем постепенно было утрачено, впрочем, как и многие другие явления народной культуры. Сейчас уже сложно найти в деревнях носителей этой традиции, хотя еще во второй половине 20 века память об этом явлении была жива, а кое-где даже можно было встретить настоящих мастеров.

«Любки – это вид единоборства, существовавший когда-то на Верхневолжье. Я начал ему обучаться весной 1989 года. Ездил, можно сказать, на этнографические сборы в Ковровский район Владимировской области к учителю, прозвище которого было Паханя» [5], так пишет о своей встрече с Любками А. А. Шевцов.

Любки – это сложное понятие. Они – наследие русской культуры, и так же глубоки и широки, как и сама русская народная культура [3].

Любки состоят из нескольких частей, которые словно пронизывают друг друга. Во-первых, это народная борьба со своими правилами, подходами и законами движений, ударов, бросков. А во-вторых, Любки – это Игра!

Рассмотрим Любки как один из видов народной борьбы. Как любая борьба, Любки имеют свои особенности и правила. Этот народный вид борьбы не имеет возрастных ограничений, биться и бороться можно в любом возрасте. Более того, двигаться в Любках надо всегда так, как ты сможешь и в 90 лет – это позволит всегда оставаться собой, даже в старости.

Любой поединок в Любках – это поединок по договоренности, это бой двух друзей, где нельзя причинить повреждения своему противнику. Любошники исходят из того, что тот, кто причинил боль – не прав.

В Любках нет спортивных, высоких и амплитудных бросков, которыми можно запросто разбить противника. Здесь, в основном, сваливания и мягкие пускания, основанные на умении свалить противника на землю так, чтобы он растекся по ней.

Удары также несколько отличаются от ударов в других боевых искусствах. Задача любошных ударов не разрушить физическое тело, а опрокинуть противника, сбить, лишить его равновесия, чтобы противник после такого воздействия только удивлялся и охал, не ощущая никакой боли.

Для такого умения надо владеть определенными знаниями. Именно эти знания и являются основной особенностью русского боя на любки по сравнению с другими боевыми искусствами.

«Любки — это далеко не только набор приемов боя, дошедших до нас из глубины веков, это, прежде всего мировоззрение, которым обладал наш народ, это знания об устройстве мира и человека и умение использовать эти знания в бою. Любки — это часть того воинского наследия, благодаря которому русских воинов на протяжении многих веков называли Богатырями» [2].

Народ видел человека не просто куском мяса с костями и сухожилиями. Он видел душу и множество тонких составов, позволяющих передавать управление от души на тело.

Для того, чтобы воздействовать на эти скрытые составы их надо видеть. А видение необходимо открывать. Видение – это то, чем должен обладать любой настоящий боец, тем более мастер. Обладая видением, любошник способен видеть и работать с такими явлениями, как движение, намерение, силы, пустоты, плотности и со многим другим, что невозможно увидеть обычным глазом. Более того, Любки прекрасно приспособлены для изучения и освоения именно этих понятий, поскольку позволяют создать среду необходимую для проведения таких исследований. С одной стороны, все удары и броски – настоящие, а с другой, они достаточно щадящие и неразрушающие, что позволяет учиться и исследовать философские понятия через бой.

Кроме знаний приемов и законов боя, настоящий любошник должен владеть очищением сознания. Такая работа над собой, в свою очередь, дает открытие видения. В этом заключается еще одна особенность Любков – их нельзя «натренировать», как в обычных спортивных единоборствах!

Любки не понять и не освоить, если не отбросить все мышленческие хитрости, если не освободиться от груза застаревших правил. Бой на любки – это легкий бой, в котором возможны такие приемы, которые удаются далеко не всем чемпионам мира. Да и то, только в том состоянии, когда спортсмену все дается легко, в котором он начинает творить чудеса в бою. Для достижения такого состояния в Любках есть закон-принцип. Он называется позволение. Суть его: позволить состояться движению, позволить не убивать его! В бою надо лечь на движение противника, сделать это движение своим и начать управлять им. А управляя движением противника, любошник управляет и самими перемещениями противника, заставляя его делать неожиданные для него самого движения, падения, прыжки. И чем искуснее любошник, тем более внезапно проходит тонкое управление движением – и противник порой делает удивительные по своей сложности кульбиты или смешные прыжки на потеху всей толпе.

В Любках противники не могут позволить себе упереться и ломать движение друг друга. Упереться – значит замереть. Замереть, оказаться неподвижным, это очень выгодное положение для нападения противника, можно сказать, подарок для него. В условиях настоящего боя противники вынуждены откликаться на любые угрозы друг друга, какими бы тонкими они бы не были.

Тогда возможны очень тонкие взаимодействия и надо позволить не убивать рождающееся в себе движение под воздействием любых угроз противника. В таких состояниях получаются удивительные вещи.

Любошник своими действиями сам задает и скорость, и рисунок движения своему противнику. Тот в свою очередь оказывается в «зеркальном» к нему положении, даже не думая, как ему двигаться. Ему только и надо, что позволить противнику находиться в движении, а самому лечь на это движение, чтобы оно стало общим с противником и начать им управлять.

Позволение в бою – это способность тела отвечать на любые воздействия, которые входят в него извне, пропуская их через себя. Позволение – основной подход в Любках, это состояние любошника, в котором он учится бороться и которое переходит со временем на всю жизнь.

Безусловно, Позволение – это далеко не единственный принцип, который необходимо освоить. В Любках также есть работа со Смолением, с Намерением, с Вождением и многое другое. К сожалению, в данной статье нет возможности более подробно описать каждый из перечисленных принципов.

Настоящими любошниками становились искусные бойцы, которые стремились познать боевое искусство уже не как ремесло, а как Искусство с большой буквы.

Для бойцов других стилей Любки вполне могли бы быть исследовательской лабораторией боевого мастерства.

В начале 2000 годов была создана Школа Любков. Ее основная задача: сохранение и развитие русского воинского искусства – русский бой на любки. За время ее работы мною был накоплен огромный объем знаний по Любкам, но они далеко еще не исчерпаны, они продолжают раскрываться и удивлять меня до сих пор.

Ведь Любки – это не только бой, Любки – это еще и Игра! Любки несут в себе неповторимый праздничный дух и это, безусловно, выделяет их из других видов единоборств.

Любошные бои – это часть общего праздничного действа, как и игры, плясы, хороводы, молодецкие забавы на ярмарках, праздниках и свадьбах. Корни этого явления уходят ко времени возникновения обрядовых драк, когда драка была тем действом, которое очищало мир. Она была символом битвы между добром и злом. Обрядовая драка была обязательной и на Святках, и на Масленицу, да и без нее не обходились и другие народные праздники.

«Любошники дрались на праздниках так, чтобы потешить толпу. Любошные драки велись внутри многих плясов, вроде Владимирского «Ворыхана» или Курского «Тимони»... Дрались на любки и в очистительных целях, чтобы обновить мир» [5].

Задачей любошников на праздниках было развеселить людей и дать им насладиться искусством тонких взаимодействий. Народ видел Любки неким душевным действом, таким деревенским театром, где все по настоящему. Это было словно мистерия, приобщение к верхнему, божественному миру, вовлекаясь в которую люди отдыхали душой и попадали из этого бренного мира в другой мир – мир душ, где их души, что-то вспоминали, узнавали друг друга и припоминали себя.

«Драка на любки — это конечно, бой, но это и не совсем бой. Это какое-то скоморошье искусство, призванное развлечь и повеселить празднующую толпу. Любошники, они же кобенщики, должны быть искусны и в слове и в бою. Настолько искусны, чтобы толпа должна стоять завороженной» [5].

Любки были созданы для радости и наслаждения искусством не прерывать движение во время всего любошного боя, во время всего этого праздничного действия. Движение рождает Жизнь, так видели наши предки. Сохраняя Движение, мы сохраняем и саму Жизнь. Такая постановка задачи была характерна для всей культуры наших предков, верования которых уходят в глубокую древность, во времена Культа плодородия, когда от того, как рожает поле зерно, скотина свой приплод, зависело выживание общины и жизнь каждого по отдельности. И Любки, как и вся народная культура, были направлены на решение этой задачи!

«В атмосфере праздника человек оказывается точкой пересечения будущего и прошлого, сосредоточением опыта и мудрости праотцов и той жизненной энергии, которая является причиной рождения потомков и прогресса в его положительном смысле» [4].

Именно способность Души всецело радоваться Жизни, наслаждаться самим проявлением Жизни через утонченные Движения любошного боя, и является сутью самих Любков.

Для сохранения национальной культуры очень важно сохранить такое явление народной культуры, как русский бой на любки, который является нашей гордостью и исторической ценностью.

Список литературы
1. Горбунов, Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. Историко-этнографическое исследование: автореф. дис. докт. ист. наук / Б.В. Горбунов – М., 1997. – 547 с.
2. Гудков, А. Русский бой на Любки: Воспоминание об Андрееве / А. Гудков. – Иваново : Роща Академии, 2011. – С. 3.
3. Забылин, М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылиин. – М. : Амрита, 2013 (переиздание 1880 г.). – 496 с.
4. Некрылова, А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХVIII – начало XX века / А. Некрылова. – Спб. : Азбука-классика, 2004 – C. 4.
5. Шевцов, А. Русский бой на любки / А.А. Шевцов. – Иваново : Роща Академии, 2007. – С. 7.