Знак Школы Любков
Мазыкская игрушка Коник

 
Русь - страна, рубленная топором. Это знают все. Но уже несколько веков русские презирают себя за всё, чем отличаются от Запада, и поэтому не ценят и не знают самих себя. Выражение «топорная работа» стало нарицательным для всего, что сделано грубо. И почему-то ни у кого не появилось мысли, что за столько веков владения топором, русские должны были мастерски овладеть этим орудием!

Топорная работа становится грубой только в руках того, кто избрал другой жизненный путь. Настоящий же русский человек мог не только рубить топором многоэтажные (до восьми этажей!) здания, вроде царского дворца Алексея Михайловича, но и украсить его деревянными же кружевами. Рубили топором и посуду и игрушки.

Некоторые школы русской деревянной игрушки, вроде Богородской, стали знамениты, некоторые ещё ждут своих исследователей.

Например - почти забытая сейчас школа мазыкской деревянной резьбы - так называемая Мазыкская игрушка.

Мазыки или масыги - это те самые коробейники, они же ходебщики или офени, про которых поётся в знаменитой песне: Эх, полным-полна моя коробушка! Офени-мазыки жили на землях теперешних Савинского, Южского, Ковровского и Суздальского районов бывшей Владимирской губернии. Теперь Савино и Южа принадлежат Ивановской области. Именно там и сохранялась деревянная резьба до последнего времени.

Под Савином существовала даже фабрика деревянной игрушки, и до сих пор дома там изукрашены резными наличниками и подзорами, удивительной красоты. Но всё уходит, уходят и мастера.

Обычай вырезать такую игрушку запомнил Александр Шевцов. Он же и передал нам то, как надо эту игрушку делать. Передал вместе с Любками.

Если быть точнее, то игрушка эта не вырезается, а вырубается из дерева с помощью топора. Да, обыкновенного малого плотницкого топора. Только его надо немного приспособить для этого дела. Например, остро заточить…

Но, как связаны деревянная игрушка и Воинское искусство?

При изготовлении игрушки топором происходит постановка руки для тонких движений, рука становится после этого упруже и послушнее. Именно такая рука может передавать тонкие движения в Любках.

Но сказать, что при резьбе мазыкской игрушки достигается лишь только особая ловкость руки - было бы не верно.  Мазыкская игрушка - это целый мир. Для того, что бы правильно её сделать нужно особое состояние, которое лучше всего сравнить с Любками.

Раньше на Руси такие игрушки были и забавой для детей, и оберегами. Но для того, что бы они служили именно так, надо передать им это от того, кто игрушку режет. И тут соврать нельзя.

Резать игрушку походя, между прочим - не получится. В неё надо уметь вложить душу. Точно так же как суметь вложить душу в любое движение, когда занимаешься Любками.

Коник - знак Школы Любков. И это не случайно. Коник в народной культуре был символом солнца. Поэтому их ставили на скатах крыш, что бы они защищали дом от злых и тёмных сил. Это перекликается с основным долгом Воина, стоящего на защите своей Родины и Народа.

Коник - это Мазыкская игрушка. Для нас это ещё и символ того, что наша Школа не делает ставку на грубую силу. А учит видеть движение тонко.

Настолько тонко, что ты можешь вырезать игрушку - топором. Мало того, раз попробовав, ты понимаешь, что именно топором ты и можешь работать легко и точно, не прикладывая лишних усилий и не напрягаясь.

Конечно, иногда применялись и другие инструменты, но в целом мазыкская игрушка тем и особенна, что это - чисто топорная работа! И это тем важней для нас, что показывает Русь с неожиданной стороны. Это кусочек Неведомой России, как и Любки…

…Русь ещё жива, Русь ещё поёт!